20. Понятие кризиса в организации. Управление персоналом в условиях кризиса

Последнее изменение:


В режимах функционирования организации наряду с нормальным (привычные условия) особо выделяются кризисные и чрезвычайные условия (неблагоприятное сочетание факторов и событий, создающих угрозу организации). Они отличаются своей спецификой индивидуального и группового поведения людей, эмоционального реагирования, уровнем общественного мнения и сознания, формами коллективного взаимодействия, а также определенным состоянием и свойствами всех видов коммуникаций организации. Все это предполагает и соответствующую систему управления.

Существуют различные типологии кризисных и чрезвычайных ситуаций (классификатор МЧС, отраслевые, социально-психологические, медицинские классификации и т.д.). Всем кризисам в организации присущи проблемы экономические, политические, социально-психологические, организационно-управленческие, технологические, информационные, временные.

Целями кризисного менеджмента являются: 

1) прогнозирование кризисов, 

2) быстрое прекращение кризиса, 

3) ограничение ущерба, 

4) восстановление доверия к организации.

Факторы, которые неизбежны при кризисных ситуациях: внезапность; недостаточность информации; эскалация событий; потеря контроля; нарастание вмешательства внешних сил; паралич сознания и ментальность загнанного в угол; паника.

Процесс управления кризисом состоит из пяти этапов: 

1) определение проблем, которые могут затронуть организацию и ее имидж; 

2) проблемы сортируются по степени значимости для организации; 

3) выработка различных вариантов стратегий действий; 

4) реализация программы действий для сообщения организацией своей позиции сотрудникам и общественности и для влияния на восприятие организации; 

5) оценка программы достижения целей организации.

Подготовка к кризису включает следующие шаги: 

1. Выявление проблем, которые могут стать кризисом; идентификация источника кризиса. 

2. Определение возможных реакций. 

3. Идентификация ключевых аудиторий и подготовка коммуникаций, нацеленных на эти аудитории во время критических первых дней кризиса. 

4. Определение центра управления кризисом. 

5. Определение основной команды и дублеров для штаба. 

6. Подготовка процедур на случай чрезвычайных ситуаций. 

7. Подготовка всех лиц, потенциально интересных прессе, к работе с ней. 

8. Создание системы легкой достижимости менеджеров для головного офиса. 

9. Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него. 

10. Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.

Цели овладения кризисом: 

1) немедленно положить конец кризису; 

2) свести к минимуму убытки;

3) восстановить доверие к себе.

Требования к команде для работы в условиях кризиса: достаточно жесткая структура, четкая организация работы и наличие сети коммуникации; разносторонняя подготовка каждого члена команды для выполнения различных функций и их взаимозаменяемость; умение эффективно использовать технические средства; психологическая совместимость и доверие между собой.

Информационная деятельность в условиях кризиса связана с управлением общественным мнением и борьбой со слухами.

Используемые коммуникационные средства в кризисной ситуации должны быть ориентированы на интересы целевых аудиторий (сотрудников, клиентов, общественности), достижение чувства лояльности и соучастия их в разрешении кризиса.

Завершение кризиса: 

1) анализ и оценка деятельности команды; 

2) зафиксировать причины, вызвавшие кризис и их устранение; 

3)определить, какую стратегию и тактику работы нужно развивать в дальнейшем в случае возникновения подобного кризиса; 

4) выяснить, почему не сработал или сработал частично имевшийся у организации план на случай кризиса.

Кризис нередко имеет и обратную сторону, это - новые возможности для организации, обновление состава руководителей и методов управления, обновление системы социального управления в организации, сплочения коллектива.


Эта статья была полезна для 9 людей. Эта статья помогла вам?