20. Понятие кризиса в организации. Управление персоналом в условиях кризиса
Последнее изменение:
В режимах функционирования организации наряду с нормальным (привычные условия) особо выделяются кризисные и чрезвычайные условия (неблагоприятное сочетание факторов и событий, создающих угрозу организации). Они отличаются своей спецификой индивидуального и группового поведения людей, эмоционального реагирования, уровнем общественного мнения и сознания, формами коллективного взаимодействия, а также определенным состоянием и свойствами всех видов коммуникаций организации. Все это предполагает и соответствующую систему управления.
Существуют различные типологии кризисных и чрезвычайных ситуаций (классификатор МЧС, отраслевые, социально-психологические, медицинские классификации и т.д.). Всем кризисам в организации присущи проблемы экономические, политические, социально-психологические, организационно-управленческие, технологические, информационные, временные.
Целями кризисного менеджмента являются:
1) прогнозирование кризисов,
2) быстрое прекращение кризиса,
3) ограничение ущерба,
4) восстановление доверия к организации.
Факторы, которые неизбежны при кризисных ситуациях: внезапность; недостаточность информации; эскалация событий; потеря контроля; нарастание вмешательства внешних сил; паралич сознания и ментальность загнанного в угол; паника.
Процесс управления кризисом состоит из пяти этапов:
1) определение проблем, которые могут затронуть организацию и ее имидж;
2) проблемы сортируются по степени значимости для организации;
3) выработка различных вариантов стратегий действий;
4) реализация программы действий для сообщения организацией своей позиции сотрудникам и общественности и для влияния на восприятие организации;
5) оценка программы достижения целей организации.
Подготовка к кризису включает следующие шаги:
1. Выявление проблем, которые могут стать кризисом; идентификация источника кризиса.
2. Определение возможных реакций.
3. Идентификация ключевых аудиторий и подготовка коммуникаций, нацеленных на эти аудитории во время критических первых дней кризиса.
4. Определение центра управления кризисом.
5. Определение основной команды и дублеров для штаба.
6. Подготовка процедур на случай чрезвычайных ситуаций.
7. Подготовка всех лиц, потенциально интересных прессе, к работе с ней.
8. Создание системы легкой достижимости менеджеров для головного офиса.
9. Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
10. Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
Цели овладения кризисом:
1) немедленно положить конец кризису;
2) свести к минимуму убытки;
3) восстановить доверие к себе.
Требования к команде для работы в условиях кризиса: достаточно жесткая структура, четкая организация работы и наличие сети коммуникации; разносторонняя подготовка каждого члена команды для выполнения различных функций и их взаимозаменяемость; умение эффективно использовать технические средства; психологическая совместимость и доверие между собой.
Информационная деятельность в условиях кризиса связана с управлением общественным мнением и борьбой со слухами.
Используемые коммуникационные средства в кризисной ситуации должны быть ориентированы на интересы целевых аудиторий (сотрудников, клиентов, общественности), достижение чувства лояльности и соучастия их в разрешении кризиса.
Завершение кризиса:
1) анализ и оценка деятельности команды;
2) зафиксировать причины, вызвавшие кризис и их устранение;
3)определить, какую стратегию и тактику работы нужно развивать в дальнейшем в случае возникновения подобного кризиса;
4) выяснить, почему не сработал или сработал частично имевшийся у организации план на случай кризиса.
Кризис нередко имеет и обратную сторону, это - новые возможности для организации, обновление состава руководителей и методов управления, обновление системы социального управления в организации, сплочения коллектива.